Состоялась ФОРСАЙТ СЕССИя« Драйверы социального развития – взгляд из Красноярска» СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ
Введение
Красноярск, как город-миллионник и столица крупнейшего региона России, обречен на учет современных тенденций и внедрение передовых технологий в управление городским хозяйством и бюджетом и выстраивание гибких интерфейсов с населением. Так, современными тенденциями в мире и, постепенно, в России являются:
a. отход от показателей ВВП/НД и переход к планированию и управлению экономикой через показатели «индексы счастья», под которыми понимаются формальные и неформальные показатели уровня жизни населения на конкретной территории;
b. переход к формальным и статистически определяемым KPI для оценки Сити-менеджеров;
c. переход к технологиям «смарт-сити» («умных городов», умных локальных технологий управления городской инфраструктурой и городскими потоками различного рода);
d. выстраиванию виртуальных интерфейсов для населения при взаимодействии с властью, а также с социальным, коммунальным и иными комплексами городских/бюджетных услуг;
e. переход на «тотальную цифру» и «облачные технологии» (BigData) – к цифровой экономике в целом (см. выступление В.Путина на Экономическом Форуме в Санкт-Петербурге, 2017г.).
В результате должна возникнуть Единая Цифровая Модель города и Уровня Жизни в нем, структурированная по его районам и обслуживающим Экосистемам. Где под Экосистемами города нужно понимать (а) центры компетенций вокруг кластеров/сфер социально-культурной, и хозяйственной и экологической жизни города; (б) центры инициатив (самоорганизации) граждан.
Это же приведет к тому, что будет выстраиваться новая технологическая и управленческая линия в цифре «стандарты жизни – стандарты услуг – городское планирование – Экосистемы города - контроль и мониторинг», связывающая в единую коммуникацию население и городскую власть.
Сквозная цифровая модель предполагает сведение всей разнородной информации воедино в рамках Единого Портала и единых алгоритмов описания, планирования, мониторинга и контроля городских программ, инициатив населения, участия бизнеса в городском хозяйстве и обеспечении социальной жизни города.
В результате станет возможным задавать стандарты жизни и обслуживания исходя из требований законодательства, фактического состояний дел, претензий и инициатив населения и бизнеса, инвесторов, выстраивать вокруг них стабильные Экосистемы из бизнеса, волонтеров и самоорганизующихся структур граждан (в том числе в форме НКО).
Единая Цифровая Модель города и Уровня Жизни станет базой для мониторинга исполнения KPI Сити-менеджера, планирования бюджета города.
Исходные данные/блоки:
1. Социальные, коммунальные, экологические и иные стандарты Уровня Жизни в Красноярске «сегодня – завтра».
2. Система KPI Сити-менеджера
3. Единый Портал:
a. консолидации заказа новых социальных и госуслуг от населения, бизнеса;
b. сетевых сообществ (интерфейс к ним) и НКО вокруг Экосистем города – самоорганизация граждан вокруг проблем и/или услуг;
c. консолидации проблем, замечаний и претензий от населения, а также консолидации опыта по их снятию и юридическому сопровождению;
d. мониторинга стандартов Уровня Жизни г. Красноярска, ранжирования исполнения программ, районов города по ним;
e. «черного списка» компаний, некачественно оказывающих услуги городу и населению;
f. текущий праймериз городских программ и чиновников;
g. локальные голосования, соцопросы и виртуальные флэшмобы по городской тематике;
h. волонтерское движение города;
i. портал культурной жизни города;
j. портал «Место, которым думает город» (видео, материалы тематических заседаний интеллектуальной и экспертной элиты города по городской, российской и мировой проблематике);
k. интерфейс к порталу городских торгов и конкурсных процедур;
l. иное
4. Модель и процедуры мониторинга и аудита исполнения стандартов.
5. Стандарты качества услуг бизнеса и НКО по обеспечению Уровня Жизни, в том числе минимальный комплексный заказ на отдельные виды услуг, ниже которого услуга не может быть раздроблена.
Ситуационный Центр и центры синхронизации
Цифровая Модель Красноярска является зонтичной (обобщающей) по отношению к Бюджету и цифровой экономике города. В этом качестве она может служить для создания на ее основе:
1. Ситуационного Центра управления городом и его Уровнем Жизни в оперативном и прогностическом режиме
2. локальных центров синхронизации между различными интересантами и участниками городской жизни ( вплоть до проектных офисов), которые призваны обеспечивать арбитраж и согласование интересов в рамках отдельных проектов, программ и Экосистем города на принципах СРО, НКО и самоорганизации участников.
Алгоритмы и управление
Одним из условий обеспечения гибкостиЦифровой Модели Красноярска является использование человеко-подобного интерфейса обращения с данными и локальными задачами/моделями на основе BigData и которые не требуют привязки к конкретному программному продукту или алгоритму низового уровня. Такие программные интерфейсы в России разработаны.
Управление стандартами жизни и бюджетом города в таком случае становится дорогой с двусторонним движением – от Власти к населению и наоборот.
Пример инициативы населения по стандарту Уровня Жизни в области образования
Кроме стандартов образования, предписанных Минобром, есть и возможны требования к образованию от населения. Например, способность учеников к быстрому чтению, быстрому запоминанию информации и языков (более 3-х) и т.д. И стандартом может быть %% учеников или минимальный уровень многоязычия школьников Красноярска. Такое требование к стандарту удовлетворяется на стыке обыкновенной школы и компаний, работающих с эффективностью мыслительной деятельностью и памятью. Что потребует иной гибкости от самой школы, детских дошкольных учреждений.
Скачать программу форсайт сессии