Гуманитарные контексты «женских бизнес-идей».
Феномен женского предпринимательства в настоящее время является общественно одобряемым (а в некоторые «ответственные» периоды развития регионов – политически привлекательным) объектом поддержки административными (муниципальными, региональными, федеральными) структурами и общественно-профессиональными институтами.
Интересно, что в основе такого «безусловного принятия» зарождающегося феномена «женского бизнеса» лежит не признание его экономической эффективности (например, высокой рентабельности предприятий и организаций, управляемых «бизнес-леди»), а неявное желание представителями власти и состоявшимися бизнесменами продемонстрировать приверженность гуманитарной идее равенства возможностей женщин и мужчин в освоении «бизнес-пространства» (во сяком случае, речь идет о пространстве реальных возможностей реализации собственных бизнес-идей в сибирских городах и поселениях). При этом сам феномен женского бизнеса (женского предпринимательства), его суть, границы, отличия от «мужского бизнеса» остаются непонятными. В «лучшем случае» женский бизнес представляется «затуманенным ландшафтом» с нечеткими границами и слабо различимым «рельефом» - от скромных «холмиков самозанятости» до редких и «отдельностоящих скал» бизнес-проектов, возглавляемых женщинами-лидерами, успешно управляющими как «смешанными» (в гендерном смысле) трудовыми коллективами, так и «смешанными капиталами». В «худшем случае», идея женского бизнеса – необходимый и беспроигрышный пиар-ход и инструмент демонстрации «гуманитарной» (то есть, направленной на «благое обустройство» жизни отдельных людей и всего общества) составляющей современного бизнеса.
В настоящем сообщении мы сконцентрировали усилия не на обозначении «нормативного поля» содержания феномена женского бизнеса, а на описании основных «гуманитарных типов» идей женщин, позиционирующих себя предпринимателями (либо уже освоившими этот тип занятости, либо только вступающих на это социально-экономическое «поле»). Мы попытались типологизировать бизнес-проекты (их содержание и пафос ожидаемого результата), описанные начинающими «бизнес-леди» в заявках на соискание гранта в муниципальном конкурсе (Красноярск -2011).
Итак, мы обнаружили 3 «гуманитарные группы» бизнес- идей:
1 группа - варианты «культивирования комфорта» на уже существующем (и уже размежеванном мужчинами-предпринимателями!) жизненном и экономическом пространстве (в последние 2 года группа подобных женских проектов по своей доле представленности среди заявок на муниципальный конкурс достигала 70%). Речь идет о замыслах «на тему»: ателье «семейного пошива», эксклюзивных фитнес-студий и «райских саун», агенств сюрпризов и нестандартных подарков, оздоровительных баров и аптек, других «оазисов» удобной и здоровой жизни;
2 группа (не более 20 %) – сервисы «развития и движения к совершенству» (начиная от частных школ для детей и заканчивая услугами (психологическими или образовательными) в области «ментального самочувствия» взрослых…);
3 группа – идеи «целевых информационных сервисов» - попытки современных бизнес-леди тянуть «нити Ариадны» в существующем житейском лабиринте. В эту группу (не более 15% от общего количества проектных заявок) вошли идеи «информационного портала для желающих сделать домашний ремонт своими руками» или «охвата интернет-сетью» локальных деревенских поселений.
Все описанные бизнес-замыслы объединены двумя значимыми (в контексте гендерной идентификации) характеристиками:
1- фокусировкой субъективной значимости замысла на линии «гуманитарного горизонта» (то есть, женщина склонна обосновывать (возможно, себе самой) значимость собственного решения заниматься бизнесом в контексте «безусловного» признания «очевидных человеческих ценностей» (качества быта, комфорта отношений и связей, обустроенности пространства труда и отдыха);
2- намеренной «немасштабностью» требуемых (для успеха собственного бизнеса) преобразований уже созданной инфраструктуры, отказом от глобальных и дорогостоящих перестроек (сопряженных с глобальным риском!) окружающего пространства.
Однако, именно указанные особенности женских моделей бизнеса скрывают в себе ресурс изменений (пусть очень медленных и осторожных) тех территорий, «места и рейтинги» которых уже определены на карте «глобального» (но только в рамках текущего момента времени) «мужского» бизнеса. Иными словами, женский бизнес по своим динамическим характеристикам должен обладать ресурсом и «способностью» прорастать в тех бизнес-средах, где мужскому бизнесу либо уже «негде развернуться», либо уже «нечего делать».
Зубковская И.Б. Полякова Е.Н.