Наши журналы:

Журнал "Бизнес парк" №11 (07. 2017 г.)

Журнал "Бизнес парк" №10 (06. 2017 г.)

Партнёры проекта:

Корпорация Счастье

ВДПО


О проекте «Муниципальное управление»

11 Февраля 2012

Главной проблемой современной экономической жизни является невозможность решения структурных проблем в рамках современного экономического языка. Это особенно ярко проявилось на последнем мировом форуме в Давосе, который продемонстрировал полную беспомощность современной финансово-экономической элиты не то, что придумать выход из кризиса, но даже описать его причины. Однако на самом деле проблемы еще глубже -  не могут дать эффективных решений и современные управленческие модели, причем на всех уровнях — как государственных, так и местных.
7 февраля в рамках аналитической бизнес-конференции «Новая экономическая реальность-2012» в Красноярске, прошел круглый стол «Новые модели управления территориями», в рамках которого аналитики проекта «neoconomica» сделали попытку представить новую модель муниципального управления.

     Проблематика

Итоги семинара показали несколько важных моментов. Во-первых, проблематика региональных и муниципальных проблем, в общем, споров не вызывает. Во-вторых, представители муниципального управленческого сообщества категорически требуют описания новых моделей в рамках старого «языка» управления, желательно еще при этом, при сохранении основ нормативного-правового регулирования. В-третьих, чиновники не очень заинтересованы в обсуждении новых подходов,  скорее, они хотят получить уже готовые управленческие решения, пр этом не противоречащие действующему федеральному законодательству.
Отметим, что такая ситуация является естественной, однако на нынешнем этапе развития мирового кризиса не конструктивной, поскольку объективное развитие ситуации все равно потребует радикальных изменений, в том числе и изменение нормативно-правовой базы. И отказ муниципалитетов от собственной позиции по этому вопросу приведет лишь к тому, что им снова навяжут неудобные и неэффективные «правила игры».

Подход группы «neoconomica”

Суть предлагаемых к обсуждению управленческих инноваций состоит в выделении трех основных видов деятельности, осуществляемых в ходе управления:
рутинная деятельность, четко регламентированная инструкциями и направленная на реализацию завершенного процесса;
проектная деятельность, ориентированная на создание и совершенствование рутинной деятельности;
проектная деятельность, ориентированная на событие (организация события или его предотвращение).
Сегодня ключевым элементом управления (и в государственной системе, и в бизнесе) являются рутинные процессы, что хорошо видно по той системе сигналов, которую транслирует власти всех стран мира: «главное — это принятие «хороших» законов, после чего все вопросы будут решаться практически автоматически». Суть же нового подхода состоит в резком рост доли проектной деятельности, ориентированной на создание и совершенствование рутин.
Несколько иная ситуация на уровне муниципального управления - доминирующее положение в ней занимает проектная деятельность, ориентированная на события. Она обладает определенными достоинствами, в частности, позволяет при заданных финансовых ограничениях получать более высокие результаты – главным образом, за счет возможности самоэксплуатации участников.
Однако ей свойственны и многочисленные недостатки, которые ограничивают возможность повышения эффективности этой деятельности и предопределяют неустойчивость получаемых результатов, что особо сильно проявится в кризисных условиях. В частности, по причинам неравномерного распределения дополнительной нагрузки; отсутствия легальных возможностей компенсации дополнительной нагрузки; создания искаженной системы мотивации внутри структуры управления; сильной зависимости от личностного фактора. И это далеко не все негативные факторы, связанные с доминированием проектной деятельности, ориентированной на события.
По мере усложнения задач управления на муниципальном уровне (а оно будет происходить в ходе кризиса и перестройки бизнеса на новые модели деятельности, который (бизнес), помимо всего прочего, будут предъявлять и новые запросы системе государственного и местного управления), следует ожидать снижения эффективности деятельности структур местного самоуправления.
Сказанное не означает, что и в этих условиях не будет существовать муниципалитетов, справляющихся со своими задачами. Они будут, и это, между прочим, еще один недостаток существующего положения дел: наличие таких успешных муниципалитетов порождает иллюзию того, что проблемы управления на муниципальном уровне разрешимы. Эта иллюзия есть и у общества, и у вышестоящих органов, которые не понимают, за счет каких именно ресурсов достигнут успех, и насколько непрочна база его достижения.

Заключение

Разработчики проекта «neoconomica” считают, что обсуждение деятельности муниципалитетов и описание их проблем в рамках описанной классификации их деятельности  позволит существенно поднять системную эффективность муниципального уровня управления и дать сформировать предложения по изменению нормативного-правового базиса их деятельности. Более того, сама по себе такая активность городской администрации в современной ситуации может стать позитивным  фактором в рамках тех процессов, которые сегодня развивается в стране.


Возврат к списку